вторник, 18 декабря 2007 г.

Симпсоны и Десять Заповедей

Кто такие Симпсоны?

«Симпсоны» анимированное получасовое телешоу, транслируемое по FOX с декабря 1989. Эта программа - культурный символ, откуда пошли такие неоднозначные выражения как «остынь!» («Don´t have a cow!») и «Съешь мои шорты» («Eat my shorts»).Фраза «D´oh!» выдуманная отцом Гомером Симпсоном, даже была занесена в Оксфордский словарь английского языка. Шоу получило 20 наград ЭМИ от Академии телевизионных искусств и наук, за превосходство (как лучшее шоу). Более 15 миллионов американцев еженедельно смотрели это шоу в течение 14 лет.

Такие мировые лидеры как британский премьер Тони Блэр (который озвучивал один из эпизодов «Симпсонов»), бывший генпрокурор США Джон Эшкрофт и даже Архиепископ Кентерберийский, доктор Роуон Виллиамс, оценили это шоу.

Шоу не лишено противоречий, но независимо от того, что кто-либо думает по этому поводу, Симпсоны являются важной частью современной культуры, поскольку это имеет дело с верой, духовностью, Библией и Богом, и исследование того, как одно затрагивает другое очень значимо, особенно в отношении христиано-иудейских законов, которые Бог передал Моисею и которые мы называем «10 Заповедей».

Определение «Духовности», которое мы будем использовать, взято из «Поездки» Макграта:

«Духовность – все, что касается пути, на котором мы сталкиваемся и чувствуем Бога и трансформации нашего сознания и наших жизней в результате того столкновения и опыта. Духовность – это наподобие интернализации нашей веры. Это означает позволять нашей вере насыщать каждый аспект наших жизней, влияя на наши мысли, чувства и образ жизни».

По ее «мультяшной» жизни семья Симпсонов не растет и не меняется в возрасте. Поэтому, любое «преобразование» должно произойти в течение 22 минут показа эпизода. Однако, это определение окажется ценным в исследовании тех 22 минут как микрожизни.

Семья Симпсонов живет в Спрингфилде и состоит из Гомера, ленивого, пьющего пиво папаши, который работает на атомной электростанции; Мардж, мамы домохозяйки, которая живет для ее дома и ее семьи; Барта (намеренная анаграмма для «Надоедливого ребенка»), мастера катания на доске, самого старшего бесконечно 10-летнего мальчика; Лизы, интеллектуалки, играющей на саксофоне, принадлежащей к клубу интеллектуалов, вегетарианки, Буддистки восьми лет и Мэгги, которой мы на глаз можем дать годик, поскольку она может пройти только несколько шагов, предпочитая ползать, не говорит, и всегда с соской. Кроме семьи есть других члены, соседи, партнеры и друзья.

В этой статье будет исследована каждая из Десяти Заповедей дана оценка соответствия Симпсонов той или иной заповеди. Принимая во внимание то, что Симпсонов сейчас более 300 эпизодов, так же как и короткометражек, которые предшествовали показу в течение двух лет, сотни книжек комиксов, открыток, игр, звукозаписей и других доступных материалов, соответствующих теме, длина этой статьи, позволяет использовать только самые основные из исходных материалов, и в итоге нам остаются оригинальные 30-минутные программы, причем только самый минимум, чтобы иллюстрировать каждый пункт.

Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.

Есть много эпизодов, имеющих дело с религией - ангел, вафля с лицом Бога, пересказы библейских историй, наряду с теми историями, прежде всего имеющими дело с духовностью. Но в одной истории, идол для поклонения создан - не Симпсонами, а из Симпсонов. «Halloween» - выпуски - которые не считают частью «Симпсонов» - а нереальной частью этого нереального шоу. Один такой эпизод включал сюжет, где Лиза случайно создает крошечный мир, где «граждане» для поклонения, воздвигают статую Лизы. Она тогда понимает, что ее делают богом, поскольку она - тот, кто создал этот мир. К сожалению, Лиза, самый хладнокровный член семьи Симпсонов, становится тираном в этой истории, теряя весь смысл духовности - полагающая, что все должно быть для нее. Заключительные линии истории заставляют Лизу сказать «ее» людям: «должны ли вы пресмыкаться и унижаться?... И принесите мне какие-нибудь туфли. Хорошие».

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.

В этом семейном телешоу не встретить оскорбительного языка. Однако, когда Гомер действительно использует язык, он объясняет это, говоря «Возможно, что я ругаюсь немного, но таким меня сделал Бог, и я слишком стар, чтобы остановиться теперь». Бог – много присутствует в его жизни, как будто кто-то поставил большую коробку в его гостиную комнату, но без осознания этого и преобразований, которые идут с действительно верующим в Бога. Не пороча Бога, Гомер забыл имя сына Бога, Иисуса Христа. В серии «Гомер Еретик», мы слышим его высказывание, «Дети, позвольте мне сказать Вам о другом так называемом «плохом парне». У него были длинные волосы и некоторые дикие идеи. Он никогда не делал того, что другие люди считали правильным. И его звали… Я забыл…». В другом эпизоде, где Гомер находится в отчаянном положении и взывающий «Помоги мне, Jebus!», используя старое название Иерусалима до завоевания королем Давидом.

Гомер вообще верит искренне, хотя и порывисто (см. исключение ниже), и во многих ситуациях, где духовность Гомера под вопросом, это больше из-за невежества, чем из-за недостатков. В «Боге в Деталях: американская Религия в Популярной Культуре», мы читаем:

Гомер выполняет роль американского духовного странника. Хотя это связано культурно (если неустойчиво и не с энтузиазмом) с библейской традицией, он постоянно включает в себя смесь традиций, мифологии, и моральных устоев, натыкающихся на его ограниченное понимание их сложностей.

Действия Гомера не хуже чем среднеклассового папаши, но, к сожалению и не лучше.

Помни день субботний, чтобы святить его.

К этой заповеди определенно обращаются в серии «Гомер Еретик», в эпизоде когда Гомер остается дома, не идя в церковь и проводящим «лучший день его жизни». Он полагает, что «если бы Бог хотел, чтобы люди поклонялись ему в течение часа в неделю, он должен был бы сделать неделю часом дольше».

«Изюминка» эпизода, когда Гомер спит в воскресенье утром далеко от церкви, когда горящая сигара падает на один из журналов «Плэйбой» тем самым, создавая пожар в его доме. Спрингфилдский добровольческий отдел пожарной охраны, состоящий из христиан, Евреев, и (упоминая индуса, Апу) других тушит пожар. Гомеру не говорят, что, если бы он поклонялся Богу в церкви, с его семьей это не случилось бы. А вместо этого говорят, что дом спасен, потому что Бог «работал в сердцах твоих друзей и соседей, когда они прибыли тебе на помощь». Не говорится о признании четвертой заповеди, но вместо этого говорят о руке Бога, движущей сердца верующих, чтобы помочь Гомеру. Никто не говорит Гомеру, что, пренебрегая возможностью всеобщего вероисповедания, он теряет возможность мельком увидеть Бога во всем Его сиянии и славе.

Почитай отца твоего и мать твою.

Бог не говорит Моисею «Чтить Отца своего и Мать свою» если они не заслуживают этого». Заповедь говорит, чтобы сделать так, чтобы Вы могли жить долго на земле Бога, которую ваш Бог дает вам.

Хотя легко чтить мать Мардж, отец Гомер бросает вызов. Гомер является «сразу лучшим и худшим представителем американского отцовства» и вообще Барт и Лиза дают ему небольшую дань уважения. Мэгги, младший Симпсон, выказывает большое уважение своим родителям. Ее единственное зарегистрированное слово – «Папа», к сожалению произнесенное после того, как Гомер покидает комнату и когда есть выбор - быть с семьей, которая будет любить ее и уделять ей очень много внимания, которое она заслуживает, или оставаться с ее настоящей семьей, большая часть которой находится в реке и только что избежавшей крещения.

Гомер смотрит на берег и вздыхает: «О, это моя сладкая маленькая Мэгги». Она смотрит на его протянутые руки, затем на семью Фландрсов, которая стоит чистая и сухая на берегу с летающей бабочкой и кроликом, прыгающим вокруг них. В воде, тем временем, Гомер, Барт, и Лиза выглядят промокшими, и лягушка выпрыгивает из воды. Мэгги начинает идти к Фландерсам, но именно тогда, Мардж выходит из-за угла. Мэгги бросается к матери, и Мардж поднимает ее на руки и кружится с нею в солнечном свете.

Несмотря на этот недостаток уважения, семейная единица - семья, в целом, остается неповрежденной. Семья «действительно оказывает острое влияние на один важный аспект нашей семейной жизни - будучи единством в пределах классической семейной системы».

Не убий.

Хотя смерть не отсутствует в этом телешоу (доктор Марвин Монро, Франк Граймс, Мерфи кровавые десны, Мод Фландерс, и другие), убийство было предпринято только однажды членом семьи Симпсонов. Как и в очень популярном телешоу «Даллас». Супер-развязки приходятся обычно на конец телесезона и заставляют вас ждать начала следующего сезона, как в сериале «Кто застрелил Дж. Р» (Телевидение Си-би-эс, 1980). Пародия Симпсонов в названии - «Кто стрелял в Мистера Бернса?» имела подобное захватывающее окончание, с местным миллиардером Монтгомери Бернсом, пострадавшим от почти фатального огнестрельного ранения. Грешником, нарушившим эту заповедь, была ангельская Мэгги, которая стреляла в Бернса, поскольку он буквально отбирал леденец у ребенка. Несмотря на дело Мэгги, она не была наказана, потому что «она не имела намерения использовать оружие. Так как она - ребенок, ее действия нельзя действительно считать предосудительными, поскольку она делает все не из недоброжелательности». Однако, Эрик Бронсон поднимает вопросы: «это была самооборона? Или несчастный случай? В конце концов, оружие действительно принадлежало г. Бернсу и в итоге оказалось в руках Мэгги из-за его собственной халатности». Намерения безмолвного ребенка закрыты ее вездесущей соской, но могут привести к наиболее сложному вопросу - когда убийство считать оправданным?

Не прелюбодействуй.

Эта взрослая тема появлялась в «Симпсонах» по крайней мере четыре раза, дважды с Гомером, однажды с Мардж и однажды с Апу. Хотя Апу действительно становится жертвой греха, Гомер и Мардж остаются верными брачным клятвам. Это главным образом видно из щедрого духа Мардж по отношению к ее часто невнимательному мужу и признающую, что в глубине этого эгоистичного, невежественного человека бьет сердце, которое знает, где лежат его любовь и преданность.

Не укради.

Спрингфилд пронизан ворами, от коррумпированного Мэра Джо Куимби, который берет взятки как само собой разумеющееся, до Жирного Тони, «узаконенного бизнесмена» и до часто-заключаемого в тюрьму «Змея». Но духовное сердце шоу кроется в семье Симпсонов, и мы должны тщательно исследовать роль Барта в соблюдении этой заповеди. Хотя он был пойман на воровстве из магазина Try-N-Save, копилок его сестры, списывании ответов одноклассников, даже Барт знает свои рамки. Он видит, как дочь пастора крадет из корзины подаяния в церкви. «Кража из корзины подаяния действительно неправильна!» Он говорит. «Даже я знаю это». В отличие от черно-белого правила, которое Моисей принес с горы, Барт рассматривает кражу более поверхностно.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

«Я не делал этого. Никто не видел, что я сделал это. Никто не может ничего доказать» - Барт Симпсон.

Именно в этой заповеди семья Симпсонов терпит неудачу чаще всего. Возможно единственный член, который не совершил этот грех, - немая Мэгги. Лиза лгала, хотя полагала, что это делается во имя добра, и даже Мардж растягивала правду, в случаях, когда это ранило бы самолюбие Гомера. Гомер полагает, что «осмыслению вещей надо учиться. Это - то, что отделяет нас от животных ... кроме горностаев». С таким советом Барту, как этот, может ли яблоко далеко упасть от яблони? См. его цитату выше для ответа.

Эта подкупающая черта характера, показала в мире телевидения комедийную ситуацию, поскольку ложь никогда не вознаграждается или по-другому не приемлется. Однако, в критическом обзоре шоу, мы не можем быть настолько предвзятыми. Хотя «Симпсоны» являются средством, разработанным исключительно для развлечения, а не моральной инструкции, их намеки на нашу жизнь заставляют нас смеяться, да, но также и указывают нам неуместность идти против слова Божия, не как изгнание, а ради порождения дискуссии.

Не желай дома ближнего твоего... ничего, что у ближнего твоего.

Монтгомери Бернс - самый старый, самый богатый и наиболее злорадный гражданин Спрингфилда, который является «жадным злым и безжалостным капиталистом, который готов идти по дорожке трупов, чтобы достигнуть своих целей». Хотя он - самый богатый человек, Гомер, знает, Бернс «поменял бы все это на что-либо большее». Его жадность безгранична, и персонаж считает спорный вопрос решенным, не «Почему плохие вещи случаются с хорошими людьми?», а «Почему хорошие вещи случаются с плохими людьми?». Бернс - антитеза десятой заповеди, желающий все без причины. Как духовный гид в «Симпсонах» он всегда показан крайне несчастным, несмотря на его богатство и власть. Фактически, он завидует Гомеру, который имеет не так много и все же много.

Заключение.

«Симпсоны» - чрезвычайно интересное и захватывающее шоу. Оно держит его палец на пульсе Америки и высмеивает ее самые большие идолы и недостатки. Когда он (сериал) ставит вопросы веры напрямую, на них есть простые ответы, но как модель для реальной жизни десять заповедей оказываются несостоятельными.


Автор: Jim Guida, Foundations for Spiritual Life, Fuller Seminary
Перевод: Гуров Владимир

Комментариев нет: