пятница, 21 декабря 2007 г.

«Симпсоны» как политика. Статья вторая

Начало

Мы познакомились с политическими убеждениями главных героев мультсериала «Симпсоны», но только этим значение и важность шоу не ограничивается. Гораздо интереснее будет посмотреть за теми политическими сюжетами, которые предлагают сами создатели сериала. При этом важно понять, что нас интересует не просто политическое содержание сериала, т.е. буквально то, что лежит на поверхности; мы должны выяснить более глубинные вопросы: например, каким образом в «Симпсонах» отражаются основные принципы политической жизни США и то, какое значение это имеет для российского телезрителя.

Впрочем, необходимо иметь в виду еще одну очень важную вещь. Сериал существует уже не первый год, вот почему мы не можем считать идеологию шоу чем-то устоявшимся и неизменным. С течением времени не только менялся стиль сериала, но и его характер, соответственно, и отношение к политическим проблемам. Например, в 1991 году мы могли увидеть как Джордж Буш старший, узнав о какой-то важной для государства новости, воскликнул:

– Отлично, мои боссы будут довольны!

– Ваши боссы?— удивляется его посетитель, посол какого-то африканского государства, если судить по одежде.

– Да, 250 миллионов избирателей!
[3; 37]

Но вот в 1995 году создатели сериала уже не иронизируют, но буквально издеваются над ex-президентом. Судьбе было угодно, чтобы чета престарелых Бушей поселилась прямо напротив Гомера Симпсона. Естественно, они повздорили, и началась кровная вражда. И когда наступила кульминация серии, то есть Джордж и Гомер буквально подрались, то Буш произнес следующую фразу: «Если они [Гомер и Барт Симпсоны — А.П.] думают, что Джордж Буш не опустится до их уровня, то они не знают Джорджа Буша!» [7; 141].

Точно также и с Клинтоном. Когда тот был у власти, то мультипликаторы не выставляли его на посмешище, а вот после всем известного инцидента мы могли услышать следующее. На какой-то вечеринке, когда Клинтон начинает жаться к Мардж Симпсон, она все же решается спросить его:

Мардж: А Вы уверены, что я обязана танцевать с Вами согласно федеральному законодательству?
Клинтон: Да, Мардж. Ведь я делал это со свиньями. Серьезно! даже со свиньями! [10; 216].

В другой серии, когда Клинтон выступал перед детьми в спрингфилдской школе, он закончил свою речь словами: «А они мне говорят: “Ты был плохим президентом!” А я им: “Смотря, что понимать под словом “был”, дурачье!”».

Кроме того, все те, кто относится к сериалу очень серьезно, в унисон говорят, что многие шутки — это не просто шутки, а обязательно аллюзии на что-нибудь. Вот почему искушенному зрителю действительно приходится попотеть, чтобы понять скрытый смысл юмора. Хотя, надо сказать, оттого, что мы не всегда видим заложенный в шутке интеллектуальный потенциал, она не становится от этого менее смешной. В этом большая заслуга создателей шоу. Например, в одной из серий около казино мы встречаем человека, одетого в древнегреческие одеяния, который гласит: «Я Платон. Моя философия такова: Наслаждайтесь!» [2; 30]. Если зритель знаком с азами истории западной философии, то он понимает, что такое кредо мог предложить какой-нибудь гедонист или, в крайнем случае, Эпикур. Тем не менее, даже если мы и не знаем, что Платон ни за что бы этого не сказал, нам все равно смешно оттого, что древнегреческий философ рекламирует казино.

А вот когда Гомер все-таки подрался с Бушем, то Барбара, жена Джорджа, уговорила мужа извиниться. Эта сцена выглядела так:

Горбачев: Здравствуйте!
Буш: Михаил, что Вы-то здесь делаете?
Горбачев: Приехал навестить, привез подарок.
Гомер: А! Привел коммуняку, чтобы помог тебе в грязной игре!
Барбара
: Джордж, это зашло слишком далеко. По-моему тебе надо извиниться.
Буш: Ну, хорошо! Извините.
Гомер: Ура, вот так тебе и надо, Буш! Теперь извинись за налоги! [7; 141]

Если учесть, что эпизод был снят в 1995 году, то можно только посмеяться, что Гомер до сих пор считает Горбачева коммунистом. Кроме того, когда Буш извиняется, то мы ожидаем, что Гомер скажет что-нибудь типа «Хорошо» или «Извинения приняты» или, в крайнем случае, «Так и быть». Если мы так действительно думаем, мы вовсе не знаем Гомера. Ему мало того, что он победил в личностном противостоянии, ему нужно унизить бывшего президента. Таких вот шуток со скрытым смыслом в «Симпсонах» очень много.

Таким образом, при анализе политического содержания шоу «Симпсонов» мы всегда должны учитывать как минимум две вещи: 1) все, что было сказано авторами сериала, имеет относительный характер, так как сериал существует уже не первый год; 2) большинство шуток шоу — это не обыкновенный фарс, а интеллектуальная сатира, вот почему соль шутки не всегда находится на поверхности.

Однажды Лиза решила поучаствовать в конкурсе, написав вдохновенное и патриотическое эссе о демократии. Не было ничего удивительного в том, что ее таланты были отмечены, и она вышла в финал, который должен был проходить в Вашингтоне. Вот за это выступление она получила похвалу: «В жаркий день июля 1776 года, когда зародилась Америка, деревья Спрингфилда были еще маленькими. Они страстно боролись за свое выживание и черпали силы из матушки земли. Вот и всем нам, как этим деревьям, дали один шанс – шанс равноправия и справедливости. И кто бы мог подумать, что наша нация, как и эти деревья, вырастет из чего-то маленького, из чего-то светлого и чистого…» [3; 37].

Лиза выиграла местный конкурс и отправилась в Вашингтон. По иронии судьбы, один из сенаторов, с которым, кстати, Лиза фотографировалась, оказался коррупционером. Получив взятку, он дает разрешение на то, чтобы тот самый лес Спрингфилда, о котором так проникновенно говорила Лиза, вырубили. Метафора леса в данном контексте очень важна, ведь деревья Спрингфилада стали расти именно 200 лет назад, т.е. тогда, когда появилась и демократия. Срубят деревья — уничтожат демократию!

Лиза случайно узнает о тайной сделке и пишет новое эссе «Сточный колодец подонков» (первое называлось «Откуда пошла демократия»). Когда приходит ее черед выступать на финальном конкурсе, она зачитывает следующее: «Вашингтон был построен на ужасном болоте более 200 лет назад, и с тех пор мало что изменилось. Оно воняло тогда и воняет и сейчас! Только сейчас оно пахнет коррупцией, которая царит повсюду. <…> Наша нация превратится в нацию коррупции, а не в нацию свободы и справедливости!». Эссе Лизы произвело на публику неблагоприятное впечатление. Оно было встречено сопроводительными возгласами «Фу!». Через два часа продажного сенатора арестовали. Произошло это потому, что когда Лиза читала доклад, один из слушателей в ужасе позвонил своему коллеге, чтобы сообщить «Маленькая девочка потеряла веру в демократию!», а еще через полтора часа сенатора исключили из сената:

Председатель: Мы должны проголосовать, чтобы исключить Сенатора Боба Арнольда из Сената.
Член Сената: Я согласен голосовать, но, может быть, сначала возьмем себе немного денег?

Забавно то, что последнюю реплику остальные расценили как неуместную именно в тот момент. Очевидно, что в другой раз ее могли посчитать вполне актуальной.

Приз получила не Лиза, но талантливый китаец, который прожил в США чуть более четырех месяцев. Вот отрывок из его эссе: «Такую помощь нам могли оказать только в Америке, может быть, еще в Канаде. Вот почему, когда я вижу полосочки и звезды, я вспоминаю о нашем национальном флаге!». Его речь была встречена гулом одобрения. При этом следует упомянуть членов жюри: бывший председатель партии краснокожих Алонзо Фловерс, вечно третий кандидат Вильсон Джефард, бывший сенатор Бред Флетчер, его консультант Ровена и просто богатый человек Чилтон Гейнс. Группа «бывших», «вечно третьих» и «просто богатых» распорядилась отдать приз китайцу, прожившему в США всего лишь четыре месяца.

Кажется, что создатели сериала ясно изложили свою политическую позицию. А именно: американцы не любят слышать правды, когда она самоочевидна; они не любят критики в своей адрес, когда она указывает на самые очевидные недостатки; они руководствуются скорее политкорректностью, нежели моральным выбором. Эта безликая толпа скорее похвалит сочинение «США, вы супер!», чем эссе «Сточный колодец подонков».

Из всего этого неизбежно напрашивается вывод, что настоящую политику и истинную демократию создатели «Симпсонов» скорее видят в институтах местного самоуправления, чем в «столичном болоте». То, что действительно отчетливо читается в «Симпсонах», так это культ местной политической жизни. Мы без натяжки можем назвать Спрингфилд типичным городом-государством, берущим свои истоки в древнегреческой традиции. Наличие мэра нисколько не мешает жителям решать все важные вопросы путем прямой демократии — на городском собрании. Глава же города мэр Куимби не имеет почти никакого политического значения. Кстати, он говорит с тем же акцентом, что и Кеннеди и, по большому счету, ведет себя как типичный функционер Демократической партии.

У Спрингфилда есть все, чтобы быть самодостаточным и автономным. Скорее он даже напоминает автаркию, так как в сериале редко появляются персонажи из других городов, а с соседним городом Шелбивилем у жителей Спрингфилда идет настоящая вражда. Кроме того, в некоторых эпизодах этот провинциальный город сознательно противопоставляется Кэпитал-Сити — столице, в которую семья Симпсонов едет с опаской и благоговением.

***

Хотя авторы шоу и позиционируют «Симпсонов» как политически беспристрастное, все же об идеологии им приходится говорить довольно много. Интересно отношение создателей сериала к выборам и к публичной власти в целом. Один из эпизодов, специально посвященный выборам губернатора штата, в данном случае заслуживает особого внимания. Местному олигарху, владельцу атомной электростанции Чарльзу Монтгомери Бернсу, впаяли крупный штраф за крупные нарушения, что буквально подкосило его и повергло в страшную депрессию. Он сильно напился и в тот день ушел с работы позже обычного. В дверях он встретил Гомера Симпсона, который также задержался, но по другой причине – он проспал. Они разговорились, Бернс стал обвинять в своих бедах губернатора, и Гомер как-то очень невнятно предложил начальнику баллотироваться самому:

Бернс: Вернитесь на землю! Никто не сможет это оплатить! Вы знаете, сколько стоят выборы?

Гомер: Поймите меня правильно, я считаю, что Вы честный человек. Я уверен, Вы можете выставить свою кандидатуру, если захотите. Простите, меня занесло. <…> Если бы Вы стали губернатором, то сами бы решили, что хорошо, а что плохо. [2; 17]

К слову, несмотря на то, что этот эпизод был отснят в самом начале 1990-х гг., он сильно напоминает сегодняшнюю Россию. Пускай, конечно, губернаторов сегодня и не выбирают, но самый принцип выборов и истинных целей политиков этот диалог отражает очень хорошо.

Затем Бернс собирает лучшую команду, которую только можно купить за деньги. И теперь все зависит только от успешного PR. Команда кандидата в губернаторы показывает Бернсу его новый образ:

Бернс: А почему у меня зубы торчат?
Глава штаба: Это Ваша улыбка!
Бернс: А, отлично, именно за эти хитрости я Вам и плачу!

Далее мы видим только, как Бернс катается на танке, работает с отбойным молотком, посещает какой-то праздник. Вот и все. Что касается его идеологии, он строит ее исключительно на двух пунктах. Буквально он говорит только следующее: «Я утверждаю, что налоги слишком высоки!», «Мы отправили послание этим бюрократам, которые сидят в тепле, далеко от реального мира!», «Если я стану губернатором, то снижу налоги и тарифы, несмотря на столичных бюрократов!». Единственное, что нам понятно, так это то, что он позиционирует себя скорее как консерватора, нежели как либерала, ибо делает акцент на снижении налогов. Из того, очевидно, можно заключить, что мультипликаторы не верят ни в большую политику, ни в благие цели олигархов, которые стремятся заполучить власть.

Но если какие выборы и беспокоят создателей сериала, так это выборы на должность главы местного самоуправления. Так, в одном из эпизодов самые черные гении политической арены Спрингфилда задумали заговор, чтобы сместить с поста демократа мэра Куимби [6; 108]. В тайной ложе собираются самые отъявленные консерваторы: председатель заговора Мистер Бернс, его верный приспешник Смитерс, один из адвокатов Бернса, Райнер Фулфкастл (киноактер, сильно напоминающий Арнольда Шварценеггера — еще одного республиканца, перешедшего по наследству от старшего Буша к младшему), чернокожий доктор Хибберт, граф Дракула и некто радиокомментатор от консерваторов Бердж Барлоу (очевидно, его прототипом послужил Раш Лимбау, занимающий тот же пост в США).

Барлоу задает тон всей акции. Например, по радио он произносит вот такие вещи: «Друзья мои, выкинем этих дерьмократов и их слюнтявую программу благорасстройства». Он также страшно дискредитирует еще действующего мэра: «В Спрингфилде три напасти: летучие мыши в библиотеки, гора компоста миссис Макфирли и мэр Куимби — неуч, неплательщик налогов, неверный муж, наркоман и растратчик». Поразительно, что почти все то, что сказал Барлоу — чистая правда. Когда мэр услышал это по радио, то он счел нужным опровергнуть только одно заявление, и, надо сказать, совершенно справедливо он возмутился: «Эй! Я умею читать!». Конкурентом в борьбе за важный пост оказывается другой преступник, отбывающий тюремное наказание за неоднократные попытки убийства — Сайдшоу Боб.

Победил именно кандидат от консерваторов, «человек популярный, уважаемый, настоящий лидер». Хотя всем ясно, что выиграл он нечестно, все-таки ему покоряются. Для всех жителей Спрингфилда понятно, что Куимби – меньшее из двух зол. Особенно важно в этом случае вспомнить слова Лизы, которая говорит: «Не могу поверить, что один преступник получил так много голосов, а второй – так мало» (Куимби — 1%; Боб — 100%; погрешность в голосовании — 1%).

Здесь позиция авторов мультсериала прослеживается очень хорошо. Власть как таковая, с их точки зрения, порочна в своем основании, но, если уж и терпеть лидера, то того, который действует согласно принципу невмешательства в политическую автономию города. Олигархический и коррумпированный режим правления оказывается лучше тиранического, ибо последний будет посягать на свободу и самостоятельность граждан. Так консерватор Боб не скрывает своих намерений подавить волю граждан. Это очень хорошо выражено в его красноречивом выпаде: «Только я могу устроить такой гениальный подлог голосования, и вот записи как доказательства. Посмотрите. Каждый из них – измышления Макиавелли! <…> Но почему? Потому что я нужен Спрингфилду! Хотя вы нехотя и голосуете за демократов, в душе вы страдаете по несгибаемому республиканцу, который снизит налоги, прижмет преступность и будет править вами!».

Определенно, что с одной стороны, в этом эпизоде противопоставляются два классических политических режима — олигархия и тирания — с другой стороны, мы можем подумать, что симпатии авторов мультфильма скорее лежат на стороне демократов, чем республиканцев, так как партии высмеиваются неодинаково. Это так и не так одновременно. Всегда следует помнить, что сериал одинаково критикует и левых, и правых. Вот почему, если в данном случае больше повезло демократам, то, следовательно, в другом — повезет республиканцам.

Например, вот один из самых тяжелых камней, полетевших в огород демократов. Когда дед Эйб Симпсон, отец Гомера, забирает выплаты, которые на самом деле предназначены для его внуков, Барт интересуется: «А ты не удивлялся, когда получал чеки абсолютно ни за что?» Дед отвечает: «Я думал, дело в том, что демократы снова пришли к власти». «Дед, а зачем тебе деньги?». «Они мне не нужны, но пусть только попробуют не заплатить!!!» [4; 78]. Вот из-за этого двойственного характера едкой сатиры и на демократов, и на республиканцев, мы должны думать, что идеология Симпсонов скорее беспристрастна, чем ангажирована.

Предметом острых шуток в «Симпсонах» может стать что угодно. Однажды они даже высмеяли собственный патриотизм. Как-то раз на конкурсе политических эссе, один из участников — отъявленный хулиган Нельсон — пламенно декларирует следующие строки: «Сожги флаг, если тебе это надо! Но прежде тебе придется сжечь еще пару вещей. Тебе придется сжечь свою рубашку и штаны, свой телевизор и машину! И, конечно, свой дом, потому что эти вещи не могут существовать без шести белых полосок, семи красных полосок и хреновой тучи звезд!!!» [3; 37]. Это очень забавно, ведь оратор даже не удосужился посчитать, сколько звезд на Американском флаге и что они, собственно, собой символизируют. Кроме того, не вполне ясно, почему кто-то должен сжечь свой дом перед тем, как сжечь флаг. В данном случае, конечно, высмеивается одна из самых глупых поправок к Конституции США, согласно которой непозволительно сжигать американские флаги.

Кое-что следует сказать и о том, какой предстает в сериале Россия. Сразу надо сказать, что не в лучшем. Авторы шоу с большим удовольствием издеваются не только над американскими президентами, но и над русскими. Например, в баре у лучшего друга Гомера Мо можно найти такой аппарат, благодаря которому можно определить степень трезвости. На нем отмечены следующие вехи: «1) трезвый; 2) под мухой; 3) в сосиску; 4) Борис Ельцин» [8; 163]. Заметим, что это — одна из самых невинных шуток. Тот же порок русских высмеивается и в другой серии. Когда в Спрингфилде собрались проводить олимпиаду, Барт решил устроить комедийное шоу. Он высказал мнение о каждом национальном представители олимпийских игр. Когда он подошел к русскому, сидевшему в шубе и каракулевой шапке, то спросил:

Барт: А вы русский?
Русский радостно: Да!
Барт: Уже напился?
Русский со стыдом: Да…

В другой раз Гомер обнажил собственный фундаментальный порок, присущий каждому американцу. Когда он увидел, как кто-то по телевидению критикует США, то с патриотическим пафосом крикнул: «Эй, не нравится в Америке, езжай в Россию!». Эта фраза очень характерна, ведь Гомер является представителем обыденного сознания. Эта реплика обидна еще и потому, что Симпсон не нашел ничего хуже России. Ведь мог же он предложить и Непал?

Вместе с тем создатели телешоу демонстрируют какой-то потенциальный и бессознательный страх перед Россией. В одной из серий, на заседании ООН, представитель РФ обращается к аудитории со следующими словами:

Русский: Вот что думает по этому поводу Советский Союз…
Председатель: Но ведь вы развалились?!
Русский: Это вы так думаете…

После чего посол из РФ меняет табличку «Россия» на бэйдж «Советский Союз», по Красной площади едут танки и маршируют солдаты, а из Мавзолея как зомби выходит Ленин со словами «Смерть капитализму! Смерть капитализму!» [9; 197]. Такое отношение очень важно и показательно. Ибо эти шутки имеют двойное дно: зритель не только должен понять, что высмеивается, но и то, как должен выглядеть идеальный мир. Вот почему сатира «Симпсонов» — это не просто сатира, но и идеология определенного типа, как бы того не отрицали авторы слериала.

Конечно, сериал изобличает лицемерие, притворство, беспричинное насилие, ничем не ограниченный дух наживы и вообще все то, что характеризует наше современное общество. Несомненно, в «Симпсонах» много ценного, что действительно может заставить нас смотреть на вещи глубже и пытаться узнать о мире больше, на что, собственно, и надеются авторы книги «“Симпсоны” и философия». Но ведь мы не должны забывать, что нам пропагандируют именно американскую культуру, именно американский образ жизни и именно американский взгляд на вещи. Вот почему нам следует с опаской прислушиваться ко многим советам этого удивительного телешоу, которое якобы стремится избежать идеологической пристрастности.

Совершенно справедливо о сериале как-то сказал «суровый ученый-социалист»: «“Симпсоны”, как всякий продукт культуры, продолжают и отражают материальные и исторические условия той эпохи, в которой они и были созданы». Действительно, ведь идеология — это не просто набор практических установок. Идеология всегда нечто большее, чем вопрос о снижении или повышении налогов. Вот почему мы должны сказать, что «Симпсоны» отражают идеологию американского общества конца ХХ — начала XXI веков как такового. Точнее было бы сказать, что сериал подрывает одни идеологии, но пропагандирует другую, гораздо более великую и мощную. «Шутки могут быть смешными, но в “Симпсонах”, где никто не растет, а жизнь не становится лучше, смех — не катализатор изменений, а опиум».

Александр Павлов

Комментариев нет: